0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение осанки у детей и взрослых, профилактика, взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика;

Нарушения зрения и слуха у детей и подростков

Нарушения опорно-двигательного аппарата,

ЛЕКЦИЯ № 28

Готовность к обучению в школе

С целью определения готовности ребенка к школе используют такие понятия, как «школьная зрелость» и «школьная незрелость», которые характеризуют умственные и физические возможности перед поступлением в школу. Школьная зрелость означает готовность ребенка к овладению умениями, знаниями, она предполагает сформированную мотивацию и другие необходимые для освоения школьной программы личностные качества.

Готовность к обучению в школе — «школьная зрелость» — включает несколько элементов:

Функциональная готовность — это широкий спектр показателей морфофункциоиалыюго развития ребенка: физическое развитие, степень работоспособности, уровень развития речи, иейродииамики, нервно-психических функций и т. д. Функциональная готовность включает в себя: Физиологическая готовность – ребенок должен хорошо бегать, прыгать; рост не ниже 117 см, должны поменяться, и вырасти 4 верхних зуба. Противопоказания: тяжелые нарушения речи, хронические заболевания.

Социально-психологическая готовность — это умение ребенка успешно контактировать со сверстниками и педагогами — качество, необходимое для учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность — уровень интеллекта: степень развития речи, осведомленность и ориентированность ребенка, наличие наглядно-образного мышления и т. п.

План лекции:

1. Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика.

2. Нарушения зрения у детей и подростков и их профилактика.

3. Нарушения слуха у детей и их профилактика.

Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Осанка не относится к врожденным признакам человека. Это своеобразный навык, определенное сочетание условных рефлексов, которые поддерживают привычное положение тела, т. е. человек сохраняет присущую ему позу без сознательного напряжения мышц. Осанка имеет индивидуальный характер и означает уравновешенность тела в пространстве. Обеспечивается она статической работой мышц.

Формирование осанки зависит от многих условий:

§ Характера строения и степени развития костной системы, связочного и нервно-мышечного аппарата.

§ Условий труда и быта (привычная рабочая поза ребенка за партой или столом, во время игры, кровать ребенка).

§ Некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.

При правильной осанке создаются условия для нормального функционирования всех систем организма, а удержание тела в вертикальном положении происходит с незначительной тратой энергии.

Нормально сформированный позвоночник имеет несколько физиологических изгибов: шейный лордоз, обращенный выпуклостью вперед; грудной кифоз – выпуклостью назад; поясничный лордоз – выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый кифоз – выпуклостью назад. Эта «волна» помогает сохранять человеку равновесие, смягчает толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный образуется при попытках младенца поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный – когда он становится на ноги. Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам. Отсюда следует, что правильное или неправильное формирование осанки начинается не в школьном возрасте, а гораздо раньше. В школе, при резко возросших статических нагрузках, она уже закрепляется, быстро выявляя все погрешности в физическом воспитании ребенка.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками и вокруг вертикальной оси. С годами межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков и, следовательно, относительная длина позвоночника больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные диски сжимаются, и к вечеру человек становится ниже на 1-3 см.

Функционально-анатомическая основа осанки:

· позвоночник с умеренными естественными изгибами,

· форма грудной клетки,

· тонус и степень развития различных групп мышц туловища,

· состояние здоровья, особенно нервной системы.

Все вместе определяет положение туловища, головы, симметричность расположения плечевого пояса (вместе с лопатками) и ног с развитыми сводами стопы.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника имеют умеренно естественный вид. Голова держится прямо или слегка отклонена назад. Грудь несколько выступает над животом. Плечи развернуты, расположены на одной высоте, руки свободно лежат вдоль туловища. Ноги выпрямлены в коленях, пятки сближены, носки слегка развернуты. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения и нормальное положение внутренних органов.

Нарушение осанки – это нестойкое отклонение позвоночника кпереди или кзади (в сагитальной плоскости), а также в боковом направлении (во фронтальной плоскости). По степени выраженности и по форме эти нарушения могут быть разнообразными. В сагитальной плоскости чаще всего встречаются следующие дефекты, видимые при осмотре ребенка сбоку: вялая осанка, сутуловатость, плоская, круглая или кругло-вогнутая спина. Во фронтальной плоскости, т.е. при осмотре ребенка спереди и сзади, определяют сколиотическую осанку.

При нарушении осанки наблюдается ряд отклонений в опорно-двигательном аппарате:

· изменяется положение головы,

· перенапрягаются шейные мышцы,

· увеличивается грудной кифоз и поясничный лордоз (круглая спина),

· живот и плечи выдаются вперед.

Нарушения правильной осанки имеют определенные анатомо-функциональные предпосылки: статические мышцы ребенка растут и развиваются медленнее динамических, поэтому детям труднее сохранять длительное время однообразную позу. Они бессознательно изменяют положение тела; при этом расслабляются мышцы спины, что приводит к искривлению позвоночника. Наиболее часто встречаются боковые искривления.

Дефекты осанки:

1. вялая осанка.

Увеличены шейный и грудной физиологические изгибы позвоночника, голова слегка опущена, плечи смещены вниз и сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая. Лопатки оттопырены в виде крыльев. Живот свисает, иногда слегка согнуты ноги в коленных суставах.

Если попросить такого ребенка придать туловищу правильное положение, он удержит его лишь на короткое время, но из-за слабой мускулатуры вскоре вновь вернется к позе утомленного или заболевшего человека. Он не в состоянии долго находиться в одном положении, например, сидеть прямо за партой, руки перед собой, как это принято на уроках, часто меняет положение тела («ложится» на парту то одним боком, то другим или, наоборот, откидывается на спинку стула, развалившись, как в кресле). В общем, нередко создает о себе впечатление как о ленивом, невнимательном ученике, хотя на самом деле он просто в любой ситуации старается найти дополнительную опору для тела.

2. Сутуловатая осанка (сутулость)

грудной изгиб позвоночника увеличен, хотя в самих позвонках изменений нет. Плечи сильно свисают вперед, грудь запавшая. Мышцы спины и надплечий дряблые. У таких детей нередко имеются нарушения со стороны носоглотки. Общее положение туловища и состояние мышц говорят о том, что ребенку чужды физическая культура и спорт. Если не проводить необходимых лечебных мероприятий, то сутулость, особенно у детей старшего возраста, очень быстро увеличивается и превращается в дефект, который носит название круглой спины.

3. Плоская спина.

Наблюдается преимущественно у детей со слабо развитой мускулатурой туловища, когда физиологические изгибы позвоночника полностью отсутствуют или же уплощены. Уплощение может быть одного отдела, например, грудного или поясничного, но чаще спина бывает плоской по всей длине позвоночника. О человеке с подобной осанкой говорят: «будто аршин проглотил». Угол наклона таза уменьшен, а все тело отклонено назад. Живот сильно выпячен вперед, особенно в нижней части. Грудная клетка, как правило, узкая и плоская. Плечи опущены вниз и слегка поданы вперед. Лопатки крыловидно отходят от грудной клетки, их углы выступают под кожей спины. Рессорная функция такого позвоночника снижена, дыхание ограничено. Из-за слабости мышц спины дети не могут долго удерживать тело в одном положении, быстро устают и постоянно его меняют. В связи с этим у детей с плоской спиной имеется особая предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника – сколиозу.

Читать еще:  Клиника иммунопатологии

4. Круглая спина.

Особенностью круглой спины является значительное увеличение физиологического грудного изгиба. Поясничный изгиб и угол наклона таза уменьшаются, иногда вовсе исчезают. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, а мышцы спины растянуты, из-за чего грудная клетка опускается, туловище наклоняется вперед. Голова при круглой спине подана вперед, плечи сдвинуты и как бы сжимают грудную клетку, которая несколько уплощается. Лопатки крыловидные. Живот выпячен вперед и свисает. Центр тяжести тела при круглой спине смещается несколько кзади, этим объясняется компенсаторный наклон верхней части туловища вперед.

5. Кругло-вогнутая спина.

Характерно увеличение всех физиологических изгибов позвоночника, особенно грудного и поясничного. Угол наклона таза также увеличен. Грудная клетка уплощена и как бы укорочена. Плечи приподняты и поданы вперед. Нижние углы лопаток отстают от грудной клетки. Мышцы спины растянуты, а мускулатура живота расслаблена, из-за чего живот отвисает. Это способствует опусканию органов брюшной полости (желудка, кишечника, печени, почек) и нарушению их функций.

6. Сколиотическая (несимметричная) осанка.

Одним из наиболее частых видов дефектов осанки у детей является наклон позвоночника вправо или влево с образованием дуги искривления. Такой боковой наклон позвоночника является нестойким и может быть исправлен при напряжении мышц спины. Однако у ребенка мышцы еще слабые и не могут долгое время удерживать корпус в правильном положении. Ребенок быстро устает, и его тело принимает наиболее удобную, облегченную для слабых мышц спины позу. Постепенно такое положение делается привычным, закрепляется. При такой осанке голова ребенка наклонена вперед и в сторону вогнутости позвоночника, а туловище – в противоположную. Шейно-плечевые линии неодинаковы. Лопатки расположены на разном уровне, треугольники талии неравномерны. Дуга искривления четко видна в положении стоя, а в положении лежа исчезает или легко исправляется при коррекции оси позвоночника.

Для сколиотической осанки характерны нарушения функции дыхания и сердечно-сосудистой системы. Чаще, по сравнению с другими видами дефектов осанки, она может переходить в сколиоз. Поэтому ее и называют предсколиозом.

Профилактика нарушений осанки.

Предупредить нарушения осанки можно, если о ней заботиться с самого раннего возраста ребенка, закаливать его, приучать к систематическим физическим упражнениям, а в более старшем возрасте – к спортивным играм. Важно соблюдать режим дня, в первую очередь должна удовлетворяться потребность ребенка во сне, своевременном и полноценном питании, мышечной деятельности, пребывании на свежем воздухе, в комфортных и гигиенически грамотных условиях для учебы.

Развитию сколиотических изменений позвоночника способствует длительное сидение школьника за партой (столом) в неправильной позе, сон на мягкой кровати с прогибающейся сеткой, ношение портфеля в одной руке и т. п.

В процессе его роста и развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Причины и меры профилактики нарушения осанки и плоскостопия

Искривление позвоночника и плоскостопие – это распространенные проблемы, связанные с двигательной системой, встречаются часто в детском возрасте. Необходимо учитывать при воспитании ребенка. Скелет выполняет множество функций, позволяя поддерживать жизнедеятельность организма. Нарушение его функций приводит к физической неполноценности, снижает уровень жизни.

Взаимосвязь плоскостопия и искривления позвоночника

Скелет человека представлен костной и хрящевой тканью. К одной из главных функций относится опорная, рессорная и функция движения. Опорная заключается в создании твердой опоры, к которой могут прикрепляться мышцы. Рессорная функция – обеспечивает амортизацию движений, устранение сотрясений во время ходьбы. Осуществляется благодаря арочной структуре стопы, связками.

Плоскостопие – уплощение продольного и поперечного свода стопы. Нагрузка распределяется не между точками опоры стопы, а на всю ее площадь. Повышается нагрузка на осевой скелет, суставы. Каждый шаг начинает вызывать боль, заставляет человека изменять свою походку, центр тяжести, что впоследствии вместе с повышенной нагрузкой может провоцировать патологическое искривление позвоночника – сколиоз.

Что вызывает нарушение осанки и дефекты стопы

Нарушение выправки может быть следствием увеличения естественных искривлений (лордоз, кифоз) или появления боковых деформаций (сколиоз). Изменяется форма позвоночника. Развивается кифотическая, лордотическая, сколиотическая.

Причины, вызывающие нарушения осанки, развития плоскостопия следующие:

  • формирование клиновидных позвонков в результате несостоятельности точек окостенения;
  • повреждения тел позвонков, связок позвоночника: переломы, вывихи, разрывы.
  • нарушение биомеханики движений (разная длина ног, плоскостопие);
  • неестественная осанка во время работы. Снижается тонус мышц антагонистов, связок, что вызывает усталость, принятие ненормального положения за рабочим местом;
  • гиподинамия;
  • радикулит;
  • полиомиелит;
  • туберкулез костей;
  • миопия.
  • ожирение на фоне гиподинамии вызывает уплощение продольного или поперечного свода;
  • генетическая предрасположенность;
  • узкая обувь, имеющая высокий либо низкий каблук. Является основное причиной;
  • гиподинамия.

Диагностика искривления позвоночника проводится врачом-ортопедом, включает в себя:

  1. Сбор анамнеза, включающий выявление симптомов (головная боль, напряжение мышц, болевой синдром в районе отделов позвоночного столба, сутулость, психические расстройства).
  2. Оценка симметричности углов лопаток, ключиц, плеч, тонуса мышц груди и спины, симметричности костей таза.
  3. Определение подвижности.
  4. Рентгенологическое исследование.

Причиной патологии является обувь, ее тоже осматривают. В норме быстрее стирается наружная часть каблука. При уплощении свода — внутренняя. Оценивают цвет кожных покровов стопы, сопоставление больших пальцев ног, наличие мозолей, натоптышей.

Плантография – получение отпечатка стопы (стандартная проба). Затем проводят расчет индекса Чижина и делают выводы. Высокоточные отпечатки получают в аппаратах плантографах.

Подометрия – определение численных характеристик шага (длительность фаз шага, интервалы опоры). При плоскостопии увеличивается время шага и уменьшается время опоры.

Рентгенологическое исследование позволяет определить высоту, угол сводов. Проводится в боковой и переднезадней проекциях.

Общие методы лечения сколиоза и плоской стопы

Чтобы лечение было успешным, необходимо как можно раньше диагностировать патологию. Больной должен четко следовать назначенной терапии. Важно постоянство, восстановление займет длительное время, требующее от пациента выдержки. Тактика врача основывается от степени прогрессирования патологии, индивидуальных особенностей пациента.

Комплекс упражнений

Лечебная физкультура при плоскостопии оказывает выраженный положительный результат на первых двух стадиях и только у детей, когда стопа легко поддается влиянию.

Упражнения выполнять лучше на коврике.

Лежа можно выполнять следующее:

  1. Тянуться пальцами стопы на себя и от себя до появления легкой усталости в мышцах.
  2. Согнуть ноги в коленном суставе, ступни должны стоять на коврике. Не отрывая пальцы от коврика, поднимать пятки. Упражнение необходимо повторять 20 раз.
  3. Приподнять ноги, пальцами стопы поочередно провести по другой ноге вдоль голени.
  1. Сидя, вытянуть ноги, наклониться к ним, схватиться за пальцы ног, начать тянуть их на себя.
  2. Согнуть ногу, поставить под стопу мячик, перекатывать его, затем сменить ногу.
  3. Выпрямить ноги, тянуть пальчики к полу.
  1. Ходьба на пятках, носочках, внутренней и внешней стороне подошвы.
  2. Перекатывать скалку, гимнастическую палку или мячик.
  3. Стараться взять пальчиками мячик, карандаш, листок бумаги.

Лечебная гимнастика при сколиозе

  1. Приседания. Руки необходимо выпрямить перед собой. Необходимо следить за поддержанием ровной спины.
  2. Потягивания. Глубоко вдохнув, поднимают прямые руки вверх, тянутся со всей силы вверх. Выдыхая, опускают руки вниз.
  3. Поднять максимально колено, держать 3 счета. Затем колено опускают. Количество выполнений – 10 раз.

Намеченная программа выполняется не спеша, требуется статическая, а не динамическая работа. Повышается тонус ослабевших мышц. Не нужно нагружать себя лишним весом. Это чревато травмами.

  1. Ложатся на коврик или пол, делают махи ногами, поднятыми до 40-45 градусов от пола. Выполнять махи – 10 раз. Количество подходов – 4.
  2. Принять коленно-локтевое положение. Медленно прогибать и выгибать спину. На пике движения задерживаться несколько секунд.
  3. Стать в коленно-локтевую позу. Поднять, вытянуть противоположные руку и ногу. Удержаться так на 3 секунды. Сменить руку и ногу. Повторять до чувства мышечной усталости.
  4. Лечь на бок, куда искривлен позвоночник. Подложить под поясничный отдел валик из полотенца, согнуть верхнюю ногу, руку вытянуть над головой, кисть нижней руки подвести под шею. Пролежать так 10 секунд. Перевернуться на спину, чтобы отдохнуть. Количество повторов – 5.

Конец тренировки позволяет восстановить сбившееся дыхание, дать расслабиться напряженным мышечным группам:

  1. Перекаты на спине. Садятся, обхватывают руками колени, прижимая их к груди. Повторять перекаты 7 раз. Является своеобразным массажем для спины.
  2. Ходьба в течение 30 секунд с высоко поднятыми руками над головой. Главное, при движении не торопиться, глубоко дышать.
  3. Руки завести за спину, сомкнуть. Ходить на пятках по кругу в течение 30 секунд.

Назначение ЛФК проводится индивидуально. Врач способен корригировать рациональный объем движений и нагрузки. Делается акцент на методическом повторении комплекса.

Читать еще:  Гипертрихоз: причины возникновения, симптомы, методы лечения

Обувь и стельки

Обувь важна в профилактике, лечении плоскостопия. В случае развитого заболевания, назначается специальная ортопедическая обувь, которую в идеальном варианте шьют под заказ. Она должна соответствовать следующим критериям:

  • широкий носок;
  • твердый задник;
  • широкий каблук не выше 3-4 см;
  • эластичная подошва;
  • фиксируется шнурками;
  • зимой обувь должна обхватывать ногу выше щиколотки для прочной фиксации.

При плоскостопии нельзя носить обувь без задника.

  • стандартные;
  • индивидуальные;
  • профилактические. Позволяют эффективно снизить нагрузку на стопу, предотвратить развитие плоскостопия;
  • лечебные.

Билет37. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) у школьников и их профилактика.

Сколиоз. Осанкой называют привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. Осанка в основном формируется в 6-7 лет.

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и сзади — кифосколиоз. Позвоночник человека в норме имеет четыре физиологических искривления — изгиб вперёд (лордоз) в шейном и поясничном отделах, изгиб назад (кифоз) в грудном и крестцовом отделах. Все другие изгибы, асимметрии или смещения от центральной оси позвоночника и есть сколиоз.

Сколиоз бывает врожденным и приобретенным. Приобретенный сколиоз может быть:

1. ревматическим, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2. рахитическим, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3. паралитическим, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4. привычным, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение).

Целый ряд причин – нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки – приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения не только обезображивают форму тела, но и затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, производительность труда.

Профилактика сколиоза. Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

Плоскостопие.Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, часто обеих. Это довольно частое нарушение у детей и подростков. Оно сопровождается жалобами детей и подростков на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

При плоскостопии стопа соприкасается с полом почти всеми своими точками, и след лишен внутренней выемки.

Плоскостопие чаще всего бывает приобретенным и значительно реже – врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы и кости гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, ношение чрезмерных для возраста тяжестей, ношение обуви на твердой, лишенной эластичности, подошве, а также обуви без каблука). Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие наблюдается в связи с заболеваниями нервной системы, чаще всего это последствия детского паралича.

Профилактика плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоянии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался.

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Профилактически и для коррекции в ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьбу на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп).

Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы (не жать, но не быть слишком просторной), иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5-2,0 см и эластичную подошву.

При плоскостопии бывает необходимо ношение по указанию врача вкладышей-супинаторов в обычную обувь или изготовление специальной ортопедической обуви.

Доклад Профилактика плоскостопия и сколиоза.
статья по физкультуре на тему

Вопросы профилактики сколиоза и полскостопия должны подниматься с самого раннего возраста- так как данные заболевания могут формироваться с первых месяцев жизни и во многом зависит об осведомленности в данном вопросе окружающих ребенка людей (родителей).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красногорский детский сад № 2»

Районная научно- практическая конференция педагогов

«Научный поиск в образовании. Традиции и инновации»

Посвященной 100-летию со Дня рождения

В. А. Сухомлинского.

Секция : «Современная школа- школа здоровья»

Тема: «Профилактика плоскостопия и сколиоза.»

Автор: инструктор по физической культуре Булдакова Ольга Анатольевна «Красногорский детский сад № 2»

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Основной задачей педагогов и родителей должно стать воспитание у детей потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

ДОУ, школа сегодня должны и могут стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

С давних пор известно, что эффективнее и проще проводить профилактику заболеваний, т. е. предотвращать их развитие, чем лечить, особенно в далеко зашедших и запущенных случаях. Вопросам профилактики заболеваний в настоящее время уделяется все большее внимание в силу их растущей актуальности.
Вопросы профилактики сколиоза и плоскостопия должны подниматься с самого раннего возраста — так как данные заболевания могут формироваться с первых месяцев жизни и во многом зависит об осведомленности в данном вопросе окружающих ребенка людей (родителей).
Сколиоз и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Плоскостопие — одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода. У детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола.

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно, только когда малышу исполниться пять или даже шесть лет. Почему? Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

Читать еще:  Пролежни у лежачих больных – риск и стадии развития пролежней, обработка кожи. Чем лечить пролежни?

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

— Наследственность (если у кого-то из родных есть это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);

— Ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);

— Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);

— Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;

— паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);

Чем опасно плоскостопие?

Порой родители не осознают серьезности этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и на первый взгляд не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно предупреждать и лечить.

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Врачи предпочитают физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, мануальную терапию и особый массаж. Медикаменты назначают, в крайнем случае, т.к. они вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а, наоборот, могут его усугубить.

При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно рекомендует носить специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки — супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

Плоскостопие — это недуг, который при отсутствии адекватной терапии приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернут ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности.

Причины сколиоза у детей.

Такое заболевание, как сколиоз, или искривление позвоночника, может быть не только приобретенным, но и врожденным. В последнем случае у ребенка появляются добавочные позвонки, наблюдается недоразвитие позвоночника или клиновидная деформация позвонков. Однако все это встречается гораздо реже, чем приобретенное искривление позвоночника. Зачастую причиной сколиоза у детей становится неправильная осанка. Сначала одно плечо опускается ниже другого, и позвонки уходят в сторону. Если не начать лечение своевременно, заболевание начнет прогрессировать и может обернуться весьма неприятными последствиями вплоть до деформации внутренних органов. Итак, в число факторов, провоцирующих возникновение сколиоза, входят:

  • несимметричное развитие мышц (часто это связано с последствиями родовой травмы);
  • неправильное положение тела, обусловленное физиологическими особенностями, такими, как плоскостопие, разная длина ног и пр.;
  • работа за столом с низко опущенной головой, неправильная поза на стуле, привычная сутулость;
  • отсутствие физических нагрузок;
  • травмы позвоночника, в том числе подвывихи позвонков шеи, которые дети нередко получают в процессе родов;
  • несбалансированный рацион.

Различают несколько степеней сколиоза:

  1. я степень — угол искривления составляет от 1 до 10 градусов;
  2. я степень — отклонение от 11 до 25 градусов;
  3. я степень — от 26 до 50 градусов;
  4. я степень — более 50 градусов.

По количеству сколиозных дуг:

C-образный тип — только одна дуга искривления;

S- образный тип — две дуги;

при Z-образном сколиозе есть уже три сколиозные дуги позвоночного столба.

Отклонение позвоночного столба вбок называется неструктурный сколиоз, если происходит анатомическое изменение строения позвонков, то это структурный сколиоз. Левосторонний сколиоз — отклонение сколиотической дуги в левую сторону, чаще он возникает в поясничной области. Правосторонний сколиоз — искривление происходит вправо и формируется в основном в грудном отделе позвоночника. Различают также нефиксированный и фиксированный сколиоз.

В первом случае искривление усиливается, если на позвоночник оказывается нагрузка.

Специфическим признаком сколиоза является вращение позвонков в вертикальной оси (торсия, ротация). Именно ротация и становится причиной образования реберного горба и мышечного валика. Наличие торсии определяют при помощи рентгена. Ротация позвонков и ее степень будет хорошо видна при легком тесте — человек медленно наклоняется, и, если его ребра и мышцы выступают с одной стороны больше, чем с другой, это говорит о наличии ротации. В этом случае необходимо дальнейшее обследование.

По локализации первой дуги различают

— шейно-грудной сколиоз — вершина дуги деформации находится на уровне 3-4- го грудного позвонка. При этом ярко выражена асимметрия тела человека и даже лица. Обычно это врожденная аномалия и встречается довольно редко;

— грудной сколиоз — дуга образуется на уровне 7-10-го позвонка. Чаще всего такой сколиоз бывает правосторонним;

— грудопоясничный сколиоз — образуется с одинаковой вероятностью как слева, так и справа. Выше и ниже первичной дуги образуются небольшие вторичные дуги. Вершина первичной дуги расположена на уровне 11-го или 12-го грудного позвонка;

— поясничный сколиоз (люмбальный) — вершина дуги находится на уровне 1-го или 2-го поясничных позвонков. Вторичные дуги обычно развиты слабо. Эта форма сколиоза не беспокоит человека, и он узнает обычно о ней случайно.

Лечение сколиоза у детей.

Родителям следует ответственно подходить к проблеме детского сколиоза, и первым шагом при обнаружении признаков заболевания должно стать обращение к специалисту. К основным методам лечения сколиоза у детей относятся:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • фитнес;
  • йога;
  • мануальная терапия;
  • электростимуляция;
  • корсеты, ортопедические стельки;
  • хирургическое вмешательство;
  • комбинированная терапия (например, массаж в сочетании с лечебной физкультурой).

Первым делом ребенку, страдающему сколиозом, назначают массаж. Лечебная физкультура (ЛФК) также является довольно действенным методом. Нередко при сколиозе у детей врачи рекомендуют плавание : ощущение невесомости, возникающее в воде, способствует формированию правильной осанки. Лечебные виды спорта при искривлении позвоночника первой степени не ограничиваются фитнесом и йогой. Показан также конькобежный и велосипедный спорт, гимнастика, лыжные гонки, гребля, прыжки на батуте, бег, фитбол — аэробика. В принципе, при сколиозе можно заниматься любыми видами двустороннего или смешанного спорта (т.е. такими, которые обеспечивают равномерное или поочередное развитие мышц с обеих сторон).

Упражнения при сколиозе у детей.

Регулярное выполнение физических упражнений по утрам и вечерам положительно сказывается на состоянии пациентов. В домашних условиях разрешается делать только базовый курс, нацеленный на укрепление всех групп мышц. При этом необходимо придерживаться следующих правил.

Упражнения при сколиозе у детей не должны приводить к перенапряжению мышц. Начинать необходимо с минимальной нагрузки, постепенно увеличивая ее с каждой тренировкой. Во время занятий гимнастикой следует тщательно контролировать осанку. Важно не то, сколько времени займет упражнение, а то, насколько ровно ребенок будет держать спину в процессе его выполнения. Таким образом, самостоятельно можно выполнять всем известные приседания, махи руками, «велосипед», подъем туловища из положения, лежа и другие упражнения. Помните, что каждое занятие должно начинаться с разминки. Кроме того, важно уделить внимание чередованию нагрузок на разные группы мышц, в которых они могли бы достаточно двигаться.

Профилактика: Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, — тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector