6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды свистящего сигматизма.

Виды свистящего сигматизма.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматиз-м о м.

Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д, например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима — «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматиз-мом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

Основные виды сигматизма

Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного тоили, при звонком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.

Приемы постановки свистящих звуков.

Постановка обычно начинается с глухого твердого с.

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 (рис. 8) между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта

При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

Читать еще:  Тампонада сердца и гемотампонада: что это такое, причины, характерные симптомы и лечение

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук ц ставится от звука то при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук то с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят то и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом № 2 (рис. 8) логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук с от звука ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести ц, слышится протяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция ц в начале открытого слога, например ца.

4. Дифференциация звуков с и ш в предложениях.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске».

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в связной речи

Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [с] и [ш].

Вставить в текст пропущенные буквы [с] и [ш].

В саду

В на. ем . аду кра. иво. По. пели кра. ные ей. ни. На ветках ви. ят боль. ие гру. и. Деду. кахоро. о ухаживает за . адом.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось?(Шум.)

7. Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].

Придумайте слова со звуками [с], [ш]. А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.

1. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.

3. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой – М.,1999

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедия. – М: «Просвещение», 1989.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

7. Рождественская В. И., Гадина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.

1. Сигматизм является:

А. Фонематическим нарушение;

Б. Фонетическим нарушением;

В. Фонетико-фонематическим нарушением;

2. Аккустическим эффектом является замена исходного звука звуком [ф] при:

А. Губно-зубном парасигматизме;

Б. Боковом сигматизме;

В. Призубном парасигматизме.

3. С какой целью применяется упражнение «кошка сердится»:

А. Для укрепления круговой мышцы рта при сигматизме свистящих;

Б. Для выработки дифференцированных движений кончика языка при сигматизме свистящих;

В. Для выработки широко распластанного языка при сигматизме шипящих.

4. Через межзубное произношение ставят:

А. Боковой сигматизм и призубный парасигматизм;

Б. Губно-зубной парасигматизм и призубный парасигматизм;

В. Боковой сигматизм и свистящий парасигматизм.

Читать еще:  Признаки лишая у детей, фото, симптомы и лечение

5. Для автоматизации каких звуков характерна последовательность: произнесение обратных слогов, произнесение прямых открытых слогов, слогов со стечением согласных.

Презентация на тему «Сигматизм и парасигматизм»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сигматизм и парасигматизм

Сигмати́зм (Σ, сигма — греческая буква, обозначающая звук «с») — вид косноязычия (расстройства речи), при котором нарушено произнесение шипящих и свистящих звуков (шепелявение). Искажение — сигматизм

Парасигматизм — (parasigmatismus; пара- + греч. буква sigma, sigmatos, обозначающая звук «С») — дефект речи, при котором звук «С» (заменяется другими звуками). Замена — парасигматизм

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, С’, З, З’, Ц). Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Голосовые складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Звук С’ Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута. Голосовые складки разомкнуты (С’ – глухой звук).

Звук З’ Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута. Точно такая же, как при произношении звука С’. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (З’ – звонкий звук).

Звук Ц Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Основные виды сигматизма Межзубный сигматизм Губно-зубный сигматизм Боковой сигматизм Призубный сигматизм Шипящий сигматизм Носовой сигматизм

При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

Выдыхаемая струя воздуха происходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо «С» слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении «З». С боковой артикуляцией может произносится и «Ц». Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Губно-зубной сигматизм При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука «Ф»), поэтому акустический эффект при искажении «С» близок к звуку «Ф». Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных шипящих.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков »С», «З» слышатся звуки «Т» и »Д», например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима — «дима»,зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное »Ш» или »Ж» (собака — «шябака», замок — «жямок»).

Носовой сигматизм При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на »Х», но с гнусавым оттенком.

Призубный парасигматизм Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного «Т» или, при звонком, — «Д». При звуке «Ц» артикуляция его упрощается и он становится одноэлементным, произносится как «С» или как «Т».

Читать еще:  Гингивит у ребенка: симптомы и лечение

Шипящий парасигматизм Язык принимает артикуляцию, характерную для «Ш», или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный «Щ».

При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук »С». Если звук »С» произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук »С» вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными «А», «О», «У», «Ы» в прямых и обратных слогах. Если логопат правильно произносит звук »С», ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков »З» и »Ц». Для произнесения звука »З» логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука »Ц» он предлагает произносить подряд звуки «Г» и «С» сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука «Т» к «С» (тс). Четкое представление о том, что звук »Ц» является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т). Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого »С» и составного «Ц».

При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук »С» при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов. Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук »С» в этом положении. Затем, когда изолированно звук »С» звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

При призубном сигматизме логопед может применять два приема: легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель; предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука »С» закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука «С», логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука «С» на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым «С». Если логопат не озвончает звук «З», логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания «З», следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого «З» и глухого «С».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector