0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Дислалия — формы, причины, коррекция

Дислалия

Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

Причины дислалии

Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

  • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
  • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

Формы дислалии

В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
  • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
  • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

Сложная дислалия

При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

Видео с YouTube по теме статьи:

Дислалия

Дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения, которое при этом сопровождается сохранностью слуха и нормальной иннервации артикуляционного аппарата, а также полным отсутствием нарушений речедвигательной функции головного мозга. Дислалия является самым распространенным среди всех расстройств произносительной речи и проявляется в избирательном нарушении ее звукового оформления.

Статистика показывает, что каждый третий-четвертый (а по некоторым данным даже каждый второй) ребенок-дошкольник в возрасте пяти-шести лет, каждый пятый ребенок младшего школьного возраста, а также приблизительно один из ста детей старшего школьного возраста имеют те или иные признаки дислалии.

В последние годы значительно увеличилось количество полиморфных нарушений звукопроизношения, так называемой сложной дислалии, которые препятствуют нормальному овладению письмом. Они же провоцируют дисграфию (частичное расстройство процесса письма, обусловленное недостаточной сформированностью или распадом психических функций, отвечающих за этот процесс) и дислексию (избирательное расстройство навыков чтения, имеющее неврологическую природу).

При сохранности всех остальных операций высказывания у детей с дислалией могут отмечаться:

  • Искаженное звукопроизношение;
  • Отсутствие в речи какого-либо звука или звуков;
  • Замена одних звуков в слове другими;
  • Смешение звуков;
  • Пропуски звуков (дефект встречается несколько реже).

Искажение звукопроизношения выражается в виде произношения отсутствующего в фонетической системе русского языка звука вместо правильного.

Отсутствие звука может выражаться в его «выпадении» в начале слова, в конце или в середине.

Достаточно часто дети с дислалилей заменяют правильный звук другим, который принадлежит к фонетической системе русского языка.

Наблюдаются следующие замены звуков:

  • Одинаковых по способу их образования, но отличающихся в зависимости от места артикуляции (например, взрывных заднеязычных звуков «г» и «к» взрывными переднеязычными «д» и «т»);
  • Идентичных по месту артикуляции, но отличных по месту образования (например, фрикативного переднеязычного «с» переднеязычным взрывным «т»);
  • Одинаковых по способу их образования, но разных по участию органов артикуляционного аппарата (например, «с» губно-зубным «ф»);
  • Идентичных по способу и месту их образования, но отличных по голосовому участию (например, звонких глухими);
  • Одинаковых по способу их образования и участию активнодействующего органа артикуляционного аппарата, но разных по признаку твердости/мягкости (например, ребенок произносит «ряз» вместо «раз»).
Читать еще:  Билиарный панкреатит

Причины дислалии

Дислалия может быть механической (органической) или функциональной.

Механическая дислалия у детей является следствием тех или иных органических дефектов периферического речевого аппарата (языка, зубов, губ, челюстей), а также нарушений его костно-мышечного строения.

К основным причинам дислалии этого типа относятся:

  • Укороченная подъязычная связка (уздечка языка);
  • Дефекты строения неба: высокое узкое (готическое) или, напротив, низкое плоское верхнее небо;
  • Укороченная уздечка верхней губы;
  • Слишком толстые губы;
  • Дефекты в строении челюстей (например, неправильный прикус – глубокий, перекрестный, открытый, прогенический или прогнатический);
  • Отвисшая нижняя губа;
  • Чрезмерно массивный (макроглоссия) или же слишком узкий и маленький (микроглоссия) язык (как правило, подобный дефект сопровождается также отставанием общего физического и умственного развития);
  • Укороченная слабо подвижная верхняя губа.

Функциональная дислалия – это неправильное звукопроизношение, которое не обусловлено какими-либо недостатками строения речевого аппарата. То есть органическая основа для ее развития как таковая отсутствует.

Причинами дислалии этого типа у детей могут стать:

  • Неправильное воспитание культуры речи в кругу семьи;
  • Подражание чьему-то неправильному звукопроизношению;
  • Использование в кругу семьи двух языков;
  • Педагогическая запущенность;
  • Недоразвитость фонематического слуха;
  • Неумение удерживать язык в правильном положении;
  • Быстрые переходы от одного движения языком к другому.

Формы дислалии

В зависимости от количества дефектных звуков у ребенка выделяют простую и сложную дислалию.

Простая дислалия характеризуется наличием в произносительной речи не более чем четырех дефектных звуков. При сложной дислалии – таких звуков пять и более.

В зависимости от характера дефекта произношения звука выделяют следующие формы дислалии:

  • Ротацизм. Характеризуется неправильным произношением твердого и мягкого «р»;
  • Сигматизм. Проявляется недостатком произношения свистящих и шипящих (эта форма дислалии считается одной из самых распространенных);
  • Ламбдацизм. Выражающийся неправильным произношением твердого и мягкого «л»;
  • Нарушения произношения небных звуков. Каппацизм (дефекты выговаривания твердого и мягкого «к»), гаммацизм (недостатки произнесения твердого и мягкого «г»), хитизм (расстройства произношения твердого и мягкого «х»), йотацизм (нарушения выговаривания звука «й»);
  • Дефекты озвончения и оглушения. Первые выражаются в виде замены звонких согласных звуков парными глухими, вторые – наоборот;
  • Дефекты смягчения и твердости. В первом случае ребенок заменяет мягкие согласные звуки парными твердыми, во втором – наоборот.

Лечение дислалии

Весь принцип лечения дислалии основан на коррекции речи, которая проводится в три этапа:

  1. Подготовительный (зависит от формы дислалии, например, при механической эта стадия подразумевает устранение анатомических дефектов);
  2. Этап формирования первичных навыков произношения;
  3. Период становления коммуникативных навыков.

Заниматься с ребенком должен логопед, причем не реже 3-х раз в неделю, но и дома следует выполнять выданные им задания. Курс коррекции может длиться до 6 месяцев.

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
Читать еще:  Алкаптонурия — причины, симптомы, лечение

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Дислалия

Дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.

  • Речевая дислалия: классификация нарушения
  • Причины возникновения дислалии
  • Симптомы нарушения звуковосприятия
  • Диагностика дислалии
  • Способы коррекции дислалии
  • Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Особенность нарушения произношения звуков заключается в том, что дислалия не имеет связи с травмами слухового аппарата или нарушениями ЦНС ребенка, то есть пациент является здоровым физически, но при общении меняет буквы местами или произносит их «проглатывая». Однако если ребенка попросить написать слово, с которым возникают трудности, будут указаны правильные буквы.

Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы — это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.

Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).
Читать еще:  Ановуляция — отсутствие овуляции

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Причины функциональной дислалии следующие:

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Способы коррекции дислалии

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector