0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Плюсы и минусы детских садов

Детский сад: плюсы и минусы

Одни родители бегут записываться в детский сад сразу после выписки из роддома. Другие доказывают, что сад вреден, и их ребенок никогда туда не пойдет. Третьи понимают, что это жизненная необходимость и стараются видеть только положительные стороны. Обсуждаем плюсы и минусы этого дошкольного учреждения.

Наиболее очевидные преимущества детского сада — присмотр за ребенком осуществляется квалифицированными работниками, а также родитель получает свободное время. Однако есть и другие, не менее важные, плюсы детского сада:

  • Именно в саду начинается процесс социализации ребенка в обществе. Постигая законы жизни в детсадовской группе, малыш учится общаться как со взрослыми, так и ровесниками, начинает ощущать себя частью коллектива. Психологи утверждают, что это чувство придает уверенность и спокойствие маленькому человеку.
  • Уже с первых недель пребывания в саду у ребенка значительно расширяется круг общения и появляются определенные симпатии, которые могут со временем превратиться в настоящую дружбу. Если же малыш не посещает никакой детский коллектив, то навык находить новых друзей в будущем может развиваться сложнее.
  • Укрепление иммунитета как следствие столкновения с различными вирусами. Но нужно понимать, что этой стадии будут предшествовать довольно частые заболевания в первый год посещения сада. Плюс в том, что, придя в школу, ребенок уже не будет заболевать от каждого чиха соседа по парте.
  • Освоение самых разнообразных навыков: от рисования и лепки до самостоятельного обслуживания себя. Один воспитатель просто физически не может надеть колготки на 25-30 пар ножек. Поэтому детям приходится учиться делать это самим. При этом скорость получения новых умений в детском саду гораздо выше чем дома, где мама всегда поможет одеться и докормит кашей.
  • Подготовка ребенка к школе как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане. Воспитатели ежедневно проводят развивающие занятия, которые прививают усидчивость и формируют первые представления об уроках. Посещая детский сад, дети 3-4 года осваивают определенную программу: изучают цвета, цифры, буквы, формы, фигуры и многое другое. Также помимо основной программы в большинстве детских садов воспитанники могут посещать дополнительные кружки по выбору родителей.

Противники детского сада находят в дошкольном учреждении и много отрицательных моментов. Среди них:

  • Адаптация в детском саду — этот непростой период пугает многих родителей. Ребенок не хочет идти, плачет перед садиком, мама переживает и корит себя, и ежедневные походы в сад превращаются в каторгу. Но, как показывает практика, через месяц-два большинство детей уже спокойно отрываются от мамы и часто даже забывают помахать в окошко. А примерно у половины малышей и эти первые месяцы проходят не столь болезненно.
  • Частые больничные в связи с тем, что ребенок, посещающий детский сад, ежедневно контактирует со множеством других детей. Не все мамы оставляют сопливого ребенка дома, поэтому риск встретить вирус всегда велик.
  • Проблемы с едой — они особенно актуальны для аллергиков и малоежек. В большинстве детских садов никто не будет готовить отдельно или выбирать продукты для какого-то одного ребенка. Поэтому мамам аллергиков надо предупреждать воспитателей и всегда быть начеку. В случае с малоежками ребенка могут заставлять есть и нанести таким образом эмоциональную травму. В итоге ребенок не хочет ходить в детский сад. А могут и не заставлять, но тогда малыш будет ходить голодным. Есть и третий вариант — когда минус превращается в плюс, и за компанию малоежка начинает в саду есть за обе щеки.
  • Плохой присмотр за ребенком: разве может один воспитатель сразу следить за тридцатью детьми? Да и хороших специалистов часто не хватает. Кроме того, многих родителей пугает травля в детском саду слабого малыша со стороны других детей и грубое отношение воспитателей. К сожалению, такие ситуации действительно существуют в некоторых коллективах. Чтобы заметить и пресечь подобное поведение, нужно всегда внимательно слушать своего ребенка.

Как правило, минусы детского сада особенно хорошо видны тем родителям, которые сами получили какой-то негативный опыт от посещения сада в своем детстве, а также тем, кто имеет возможность оставлять ребенка дома.

Каждый родитель должен решать самостоятельно, отдавать ребёнка в детский сад или нет. Но, принимая, такое решение, следует помнить, что нельзя перекладывать на маленького человека свой неудачный опыт. Кроме того, оставляя ребенка дома, нужно иметь колоссальный запас сил и энергии для того, чтобы самостоятельно заниматься воспитанием и дошкольным образованием.

Плюсы и минусы детского сада

Вопрос о том, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад, рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы практически не зависит от уровня дохода или занятости родителей. Каждый из них имеет свой собственный опыт и мнение о плюсах и минусах нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

Если маме необходимо выходить на работу, а ребенка при этом оставить не с кем, конечно, ничего не остается, как отправить малыша в садик. Но если выбор есть? Решение нужно принимать взвешенно и обдуманно, суммируя все за и против. С точки зрения таких наук, как педагогика, психология, социология и медицина существуют вполне определенные достоинства и недостатки посещения детских садов. Давайте их обсудим.

Сразу хочется отметить, что согласно многочисленным исследованиям, проведенным специалистами различных направлений, в целом нахождение ребенка в детском саду однозначно рассматривается как положительный фактор, необходимый для полноценного воспитания. И с этим трудно не согласиться, ведь с незапамятных времен человек всегда существовал, жил и развивался в коллективе.

Умение правильно контактировать с другими членами общества во многом определяет дальнейшую жизнь человека, начиная с межличностных отношений, важных для социализации личности, построения семьи и отношений, до производственных, имеющих значение для построения карьеры и становления себя. Закладывается умение общаться, безусловно, с самого детства и никакие няньки или неработающие бабушки не дадут ребенку того, что сможет дать опыт посещения детского сада.

Воспитательные и психологические аспекты имеют также неоспоримый вес. Постоянное взаимодействие с детьми и взрослыми, обучение навыкам игры, общения, творчества, гимнастика, режим дня, прогулки и занятия на свежем воздухе – все это ваш ребенок сможет получать ежедневно, находясь в детском садике. Рассмотрим положительные стороны посещения сада более подробно.

1. Общение со сверстниками: пожалуй, главное, что дает детям посещение детского сада – это возможность постоянного контактирования и общения с другими детьми. Никакие прогулки на площадке и гости не сравнятся по степени насыщенности с тем общением, что ребенок получает в саду. Дети учатся играть в ролевые игры не с родителями, а со своими ровесниками. Малыши через дружбу или порой конфликты пытаются взаимодействовать друг с другом, что дает бесценный опыт для дальнейшей жизни.

2. Общение с другими взрослыми: до начала школьной жизни родители, безусловно, остаются главными авторитетами для детей. Но с помощью детского сада ребенок узнает, что кроме мамы и папы существуют и другие взрослые, мнение которых необходимо уважать и к чьим просьбам прислушиваться и выполнять их. Практика такого общения поможет ребенку в будущем избежать проблем при установлении отношений с учителями в школе.

3. Дисциплина: в детском садике дети учатся соблюдать определенные правила и нормы поведения, что, безусловно, идет на пользу их воспитанию. Малыши, особенно избалованные родителями, начинают осознавать, что не все в жизни подчинено их желаниям. В саду воспитатель и распорядок решают, когда ребенку идти кушать, когда спать, а когда гулять и играть. Все это организовывает малыша, дает ощущение уверенности, которое так важно в детстве.

4. Режим дня: взрослые редко когда соблюдают режим дня, хотя на самом деле это весьма полезно для организма. В саду дети едят, спят, гуляют, занимаются и играют всегда в одно и то же время изо дня в день, что положительно сказывается на их росте, развитии и здоровье. Дома организовать режим у родителей получается довольно редко.

5. Самостоятельность: в группе ребенок учится быть самостоятельным, ведь рядом нет мамы или бабушки, которая покормит с ложечки, уложит спать и приберет игрушки. Малыш начинает делать все то, что ему положено по возрасту, в том числе ухаживать за собой: ходить на горшок, умываться, причесываться, одеваться без помощи взрослых.

6. Физическая активность: в садике малыши никогда не сидят на месте за исключением тихого часа и групповых занятий за столом. Они не играют за компьютером или в планшете, не смотрят мультики часами, находясь без движения. В саду обязательна утренняя гимнастика, подвижные игры, в том числе на воздухе, лечебная физкультура, бассейн. Все это оказывает огромную пользу здоровью и развитию ребенка.

Читать еще:  Болезнь Бехтерева: симптомы, фото, лечение

7. Хорошие манеры: посещение сада прививает малышам хорошие манеры. Дети учатся здороваться с взрослыми и детьми при встрече, прощаться, обращаться на «вы», благодарить, складывать свою одежду, убирать за собой игрушки, мыть руки перед едой и после туалета, делиться с другими детьми…Когда это происходит ежедневно, да еще и коллективно, навыки запоминаются очень быстро и доводятся до автоматизма.

8. Творческое развитие: далеко не каждый ребенок в 2-4 года осмелится выйти в центр зала перед другими людьми и рассказать стихотворение или спеть песенку. В детском саду постоянно проводятся какие-то праздники, музыкальные занятия, сценки, танцы и другие мероприятия, в которых дети принимают непосредственное участие и могут показать себя.

Благодаря этому малыши постепенно становятся более активными и раскованными, групповые выступления и громкие аплодисменты придают уверенности в себе и повышают самооценку, что естественно очень важно для формирования личности и становления характера ребенка.

9. Интеллектуальное и умственное развитие: в каждом детском саду обязательно существует программа по развитию и воспитанию детей. С малышами ежедневно занимаются лепкой, рисованием, аппликациями, конструированием, развитием речи, изучением окружающего мира и музыкальными уроками. Конечно, помимо этого хорошо бы закреплять результаты обучения с ребенком и дома или отдать его в какую-нибудь секцию или кружок, но в любом случае сад дает ребенку необходимые для его возраста знания и умения.

10. Подготовка к школе: не каждый родитель обладает педагогическим опытом и достаточным количеством времени, чтобы подготовить ребенка к школе, научить всему необходимому, что должен знать дошкольник. В саду же, как уже было сказано выше, с малышами каждый день занимаются. Сначала проводятся легкие и непринужденные занятия с красками, пластилином или цветной бумагой в виде игр.

А чем старше дети, тем сложнее процесс обучения: ребята учатся считать, вырезать геометрические фигуры, читать, знакомятся с природой и музыкой, тренируют память, запоминая стихи и песни и многое другое. Даже если дома ребенка трудно увлечь какой-то деятельностью, в садике малыш обычно занимается за компанию с другими детьми, берет с них пример. Благодаря занятиям у ребят развивается усидчивость, так необходимая в школе в будущем.

Как видите, плюсов в том, чтобы ребенок посещал детское дошкольное учреждение, не так уж мало. А теперь давайте поговорим об обратной стороне медали.

Каковы минусы детских садов?

1. Частые заболевания: пожалуй, самым главным для родителей минусом детского сада является то, что ребенок начинает часто болеть. Неделя в саду, две дома – обычная практика первого года посещения садика и с этим трудно поспорить. В основном малыши болеют острыми респираторными инфекциями, заразиться которыми в тесном кругу проще простого. Также распространены такие заболевания как ветряная оспа, краснуха, скарлатина, корь.

Но хочется сказать, что такой очевидный факт, как увеличение заболеваемости, на самом деле не такой уж отрицательный. Ведь много инфекционных заболеваний (та же ветрянка и краснуха) в детском возрасте переносятся гораздо легче, а во взрослом могут представлять реальную опасность для здоровья (например, для беременных). Поэтому лучше уж переболеть ими будучи ребенком.

Что же касается респираторных заболеваний, то количество вирусов, их вызывающих, не бесконечно, и каждое перенесенное орз или орви вырабатывает у ребенка иммунитет, благодаря чему в будущем он будет болеть намного реже. Если же частые простуды у малыша сопровождаются осложнениями, сад здесь абсолютно не при чем.

Играет роль тактика лечения, бытовые условия, питание и, безусловно, иммунитет ребенка. К тому же, если ребенок не переболеет вирусными инфекциями в саду, почти наверняка он начнет болеть в школе, а пропустить неделю садика и неделю школы, согласитесь, вещи несопоставимые.

Закаляйте ребенка с рождения, постоянно проветривайте помещение, не кутайте малыша, старайтесь избегать сквозняков, занимайтесь с малышом гимнастикой и физкультурой, приучайте к режиму дня и правильному питанию. Эти профилактические меры позволят снизить риск заболеваемости и укрепить защитные силы детского организма. Кстати, ранее мы уже обсуждали, как быстро повысить иммунитет ребенка.

2. Стресс от разлуки с мамой: большинство детей с рождения и до того момента, как их отдают в сад, проводят все время с мамой или другими близкими родственниками и, конечно, оставшись без них, начинают чувствовать себя эмоционально беззащитными. Для нормального развития детям очень необходима постоянная поддержка, любовь и тепло, чего сад дать не в состоянии, поскольку детей в группе очень много и воспитатель чисто физически не может утешить каждого.

3. Сложная адаптация: как утверждают специалисты, вероятность легкой или тяжелой адаптации к посещению садика — 50 на 50. Есть малыши, которые с радостью бегут в сад на всех парах и чувствуют себя там как дома, а есть детки, для которых каждое утро, когда нужно собираться в садик, оборачивается слезами и истерикой.

Процесс привыкания для каждого ребенка очень индивидуален и может занимать разное время и проходить очень болезненно или совершенно незаметно. Родителям остается только отвлекать малыша и стараться не нервничать. Рано или поздно дети в любом случае привыкают к коллективу, заводят друзей, занимаются интересными занятиями, что стимулирует их на посещение сада.

4. Дефицит внимания: количество детей в группах обычного детского сада варьируется в среднем от 15 до 30 человек и при таком раскладе, конечно, трудно говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Сад – это в первую очередь коллектив. В каждом коллективе бывают лидеры – кто-то лучше рисует, кто-то хорошо поет и т.д.

Но развивать таланты и уделять внимание кому-то одному воспитатель не может. Существует определенная программа, пройти которую должны все дети – и более способные и отстающие. Для воспитателя все дети должны быть равны. Поэтому развитием талантов своего чада должны родители.

5. Нежелательный лексикон: в группах обыкновенного муниципального детского сада собраны дети из разных семей – благополучных и не очень, и естественно в процессе общения дети обмениваются опытом и познаниями о тех или иных сторонах жизни, пополняют словарный запас порой такими словами, от которых родители потом долго отучают своих малышей. Увы, такая практика неизбежна: рано или поздно все через это проходят. Научить плохому может и соседский мальчик во дворе.

6. Изменения в поведении: новые особенности в поведении малыша начинают проявляться уже в первые несколько месяцев посещения сада. Ребенок сталкивается с отличной от домашней системой воспитания и не всегда может адекватно реагировать на изменения, поскольку самоконтроль у него еще недостаточно развит.

Часто дети становятся более агрессивными, высказываются в повелительном тоне, замахиваются, дерутся. Родителям стоит относиться к этому спокойно, просто давая понять ребенку, что в семье так себя вести не принято. Постепенно малыши успокаиваются и перестают применять меры воспитания в саду в домашнем общении. Если же ребенок продолжает проявлять агрессию, к проблеме надо подойти серьезнее. Помогут справиться с ситуацией советы о том, как отучить ребенка драться.

7. Проблемы с питанием: мало кто кормит детей такой же пищей, которую подают в саду: молочные супы, манка, пшенная каша, зеленый горох…Поэтому новая еда и ее подача – это то, к чему малышу придется привыкать. Со временем детки начинают кушать всю еду, которая входит в меню детского сада, но стресс от нововведений никто не отменял.

Итак, что же нужно делать волнующимся за своих чад родителям? Главное – видеть плюсы, но и не игнорировать минусы. Стараться наладить отношения с воспитателем и принимать активное участие в жизни своего ребенка и непосредственно в деятельности по обеспечению комфортного нахождения малыша в детском саду.

Быть чутким и внимательным к тому, что ребенок рассказывает о детском садике, прислушиваться к его тревогам и переживаниям. Вовремя реагировать на неадекватное поведение персонала сада, если такое будет замечено. Детский сад – это большой опыт и пусть у вашего ребенка он будет только положительным!

Как понять, отдавать ли ребёнка в детский сад

Разобрали аргументы противников и сторонников детских садов, узнали мнение учёных и рассмотрели другие формы воспитания малышей.

Всё больше родителей отдают предпочтение альтернативным видам дошкольного образования. Лайфхакер исследовал историю детских садов и обнаружил, что в муках выбора между формами воспитания упускается из виду не менее важная проблема.

Когда и зачем появились первые детские сады

Первый прототип такого учреждения был создан ещё в 1802 году в Шотландии. Основателем детских садов, какими мы привыкли их видеть, считается немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Он же придумал и сам термин «детский сад» — kindergarten.

Свой первый детский сад Фрёбель открыл History of kindergarten в 1837 году. Первое схожее по функциям заведение в России стало принимать малышей в 1859 году. А сад для детей по системе Фрёбеля в России был организован в 1862 году благодаря Софье Люгебиль, жене известного литератора Карла Люгебиля.

Дошкольные учреждения неслучайно появились в середине XIX века. Малышу они должны были обеспечить гармоничное развитие, а маме — более полное участие в жизни общества. Однако на практике частичное освобождение женщин от материнских обязанностей использовалось для эксплуатации женского труда.

Сама работа детских садов была подчинена не развитию и социализации детей, а воспитанию нужных для государства качеств. Строгая дисциплина, разделение детей по возрасту, изучение конкретных навыков, порой телесные наказания — главные принципы функционирования первых таких учреждений. В некоторых странах они не изменились до сих пор, поэтому лагерь противников этого института растёт.

Читать еще:  Опущение матки: симптомы, лечение

Какие минусы и плюсы детских садов отмечают их противники и сторонники

Минусы детских садов

1. Приучают к режиму и дисциплине, которые детям не нужны

Дисциплина противниками детского сада понимается как принуждение соблюдать устаревшие правила, которые были полезны во времена работы детей на фабриках.

2. Не помогают в социализации и не учат работе в команде

Сторонники отказа от детских садов считают, что игра — это добровольное желание малыша. А в саду игры и занятия принудительны, к тому же часто сопряжены с драками, ссорами и конфликтами.

3. Не развивают детей

Приверженцы альтернативного воспитания считают, что в группе из 20–30 человек невозможно уделить должное внимание каждому.

4. Вызывают стресс у ребёнка

Малыш попадает в новую среду, как правило, в раннем возрасте, что плохо сказывается на его психологическом развитии.

Плюсы детских садов

1. Позволяют родителям больше заработать

Зачастую родители просто не могут себе позволить альтернативу садику по финансовой причине. Семья обеспечивает ребёнка всем необходимым, только когда работают и мама, и папа.

2. Помогают установить границы

Когда родители проводят с малышами всё время, то взросление проходит болезненно. Отложенная сепарация Людмила Петрановская про отложенную сепарацию и чрезмерная забота Что такое гиперпротекция о детях — следствие отсутствия границ между жизнью ребёнка и родителей.

3. Развивают самостоятельность

Федеральный институт развития образования рекомендует Рекомендации Федерального института развития образования привлекать к самостоятельному труду детей в возрасте от трёх лет. Детский сад этому помогает.

4. Дают мамам и папам возможность самореализации

И речь здесь не только о профессии, но и о времени на досуг и отдых. Возможность провести время без малыша снижает риск родительского выгорания.

Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов

Мнения расходятся. Результаты исследования Preschools reduce early academic-achievement gaps: a longitudinal twin approach , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей. Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально-экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.

Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.

Другие ученые заявляют Long-term benefits of full-day kindergarten: a longitudinal population-based study о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.

Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят Delaying kindergarten until age 7 offers key benefits to kids — study , что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют Delay Kindergarten at Your Child’s Peril за раннее окончание садика.

Какие существуют альтернативы обычному детскому саду

Система образования развивается, и сегодня набирают популярность альтернативные методы воспитания дошкольников. Вот некоторые из них.

Домашнее воспитание

Ребёнок с первых дней жизни растёт в комфортных для себя условиях, с соблюдением благоприятного режима, без стрессов и перегрузок. Поэтому многие родители не решаются менять сложившуюся систему и оставляют малышей дома вплоть до школы. Качественных исследований, которые говорили бы о пользе или вреде домашнего воспитания, пока нет.

Детские клубы

Формат воспитания, который завоевал популярность во всём мире, включая нашу страну. В таком клубе оставляют детей на несколько часов под присмотром профессиональных педагогов. Пока малыш играет и познаёт мир, родители получат долгожданную передышку. Детские клубы особенно популярны в регионах, где они стали альтернативой более дорогим услугам нянь.

Семейные детские сады

Альтернатива государственным учреждениям, которая появилась в странах Скандинавии. В частности, семейный сады популярны в Финляндии. Там муниципалитеты разрешают мамам воспитывать чужих детей у себя дома, при этом их количество ограничено четырьмя. При таком варианте создаётся домашняя обстановка, ребята легче адаптируются и впоследствии называют воспитательницу своей тётей или даже второй мамой. Родители платят за посещение сада муниципалитетам, а власти закупают игрушки, оборудуют детские площадки и платят зарплату воспитателям. В России программа по созданию таких садов была запущена 20 частных детских садов Москвы в 2007 году в Москве.

Бабушки и дедушки

Точной статистики, скольких детей в России и других странах воспитывают бабушки и дедушки, нет. Для кого-то такой формат воспитания абсолютно нормален и принят по умолчанию. А кто-то, наоборот, и близко не подпускает родственников к своим детям. Ученые настаивают A systematic review of grandparents’ influence on grandchildren’s cancer risk factors , что бабушки и дедушки вредят здоровью подрастающего поколения: балуют сладким, разрешают бездельничать и даже увеличивают риск развития рака, когда курят при детях. Зато на самих людей преклонного возраста забота о внуках оказывает полезное влияние — продлевает жизнь Caring For Grandchildren Comes With Huge Health Benefits, Yet Another Study Finds в среднем на пять лет!

Как меняются детские сады

Изменения происходят и в самих детских садах. Например, в США теперь большое внимание уделяют академическому образованию, раннему знакомству There are many benefits to starting science education early — very early детей с наукой. Есть даже общественные организации Kindergarten Science Activities and Experiments которые помогают адаптироваться в детском саду. В Финляндии на первом месте игры. Сидячих занятий там просто нет, что прописано в специальной программе дошкольного образования. Как результат — финские школьники стабильно входят в топ-10 по итогам международных образовательных тестов PISA The Programme for International Student Assessment .

А в Швеции открылись гендерно нейтральные сады, где детей не называют «он» или «она», а обращаются ко всем малышам в среднем роде. Игрушки там не поделены по цветам «для мальчиков» и «для девочек», и все занятия проходят только сообща.

В России тоже открываются На Ямале открылся инновационный детский сад инновационные детские сады: с театром, библиотекой и спелеокамерой.

Так ли важна форма воспитания

Пока родители думают, какой выбор сделать в обстановке постоянных изменений, назрела более важная проблема.

Стандарты дошкольного образования по всему миру требуют академических знаний, так как чиновники понимают, что без них у государства нет шансов на экономический успех. Поэтому бремя творческого развития, в первую очередь игр с детьми, ложится на родителей, какой бы формат воспитания они не выбрали.

Дети всё меньше играют в песочницах и всё больше работают над тестами и заданиями. Даже когда малыши играют сами, этот процесс проходит по сценариям мультфильмов и видеоигр. Наверняка вы наблюдали, как ребёнок не знал, чем ему заняться, если у него забрали все гаджеты и выключили телевизор. Специалисты говорят Детские игры в современном социокультурном пространстве России о настоящем кризисе игровой культуры и замедлении психического развития детей.

Кажется, что при домашнем воспитании малыш и родители будут днями напролёт играть и развиваться вместе. Действительно, современные родители в среднем проводят Educational Gradients in Parents’ Child-Care Time Across Countries, 1965-2012: Educational Gradients in Parents’ Child-Care Time с детьми вдвое больше времени, чем 50 лет назад. Но о качестве этого времени судить пока рано.

В 2010 году вышел медицинский доклад Middle class children suffering rickets , где говорилось о росте заболеваемости рахитом, впервые за многие десятилетия. Среди причин — недостаток солнца и витамина D из-за большого количества времени в стенах дома, которое малыши проводят за электронными устройствами. В России, например, 17 процентов детей до трёх лет пользуются смартфонами, а ребята от четырёх до семи лет смотрят Как дети в России потребляют медиа: телевидение, YouTube-каналы, мобильные приложения телевизор два часа ежедневно.

Между тем игры не в виртуальном, а в реальном мире — важнейшее условие развития малыша. Учёные создали целую теорию, в которой найдётся место и сравнению Как игра влияет на нашу жизнь с животными (звери, которые играют, лучше приспособлены к жизни), и лечению при помощи игр (придумал Психоаналитическая игровая психотерапия Фрейд), и связи игр с уровнем IQ (об этом говорил Теории детской игры сам создатель теста). Причём, как показывают многолетние наблюдения Raising Children: Surprising Insights from Other Cultures за детьми коренных народов в разных частях света, для успешного развития ребёнку не обязательно нужны целые шкафы игрушек.

Поэтому в ближайшее время мамам и папам предстоит решить куда более сложную задачу — как привить малышу воображение. А вести ребёнка в детский сад или нет, по-прежнему остаётся личным выбором каждого.

Плюсы и минусы детского сада

Любая организация, созданная человеком, неизбежно имеет свои плюсы и минусы. Сегодня оценим положительные и отрицательные аспекты посещения ребёнком детского сада, чтобы родителям было легче подготовиться к новому этапу в жизни малыша.

Читать еще:  Трансвагинальное УЗИ: как делают, что показывает, расшифровка результатов УЗИ малого таза и матки

Проблема выбора дошкольного учреждения

Каждому родителю рано или поздно приходится решать вопрос о посещении ребёнком детского сада. Критерии выбора дошкольного учреждения зависят от многих параметров:

  • благосостояния семьи;
  • собственного опыта;
  • личных предпочтений и т. д.

Сегодня для мам и пап существует альтернатива муниципальному детскому саду в виде коммерческих организаций.

Иногда родителям непросто определиться с видом детского сада. Необходимо изучить много информации, почитать соответствующие форумы, поговорить с опытными людьми. Поскольку бо́льшая часть российских детей посещает муниципальные учреждения, рассмотрим их плюсы и минусы.

Важно учитывать, что положительные и отрицательные тезисы будут носить относительный характер, поскольку одно и то же положение для каждого человека может восприниматься по-разному.

Плюсы посещения детского сада

Несмотря на некоторые категорические высказывания против муниципальных детских садов, не замечать в нём плюсов как минимум некорректно. Они есть, и их немало.

Доступная цена

В условиях длительного экономического кризиса семьям приходится тщательно следить за расходами. В отличие от других организаций, муниципальный детский сад имеет самую низкую оплату за месяц. В зависимости от региона стоимость колеблется от 1500 до 4000 рублей. Кроме того, льготным категориям граждан (многодетным, малообеспеченным и др.) предоставляются хорошие скидки.

Родители платят процент от стоимости содержания ребёнка в детском саду, он может быть различным в регионах, но не должен превышать 20%

Близость к дому

В каждом городе количество муниципальных детских садов значительно превышает коммерческие. Уже с 3 месяцев от рождения малыша родители могут встать в очередь, выбрав при этом до 5 ближайших к дому учреждений. Преодоление утром и вечером небольших расстояний при доставке детей в сад и обратно сохранит время, нервы и настроение всем участникам процесса.

Расположение детского сада рядом с домом, особенно в мегаполисе, имеет решающее значение как для родителей, так и для детей

Социализация

В условиях детского коллектива ребёнок вовлекается во множество социальных связей со сверстниками и взрослыми. Малыш приобретает бесценный опыт личных, бытовых, общественных взаимодействий. Он учится:

  • принимать решения;
  • отстаивать своё мнение;
  • терпеть;
  • уступать;
  • защищаться;
  • устанавливать контакт;
  • понимать желания других и т. д.

Все эти навыки очень важны и помогут ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к школе, вузу, работе.

Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребёнок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций

Режим дня

Дома ребёнку достаточно сложно соблюдать режим. А ведь он ему очень пригодится в дальнейшей жизни. К тому же правильный распорядок дня положительно сказывается на здоровье и самочувствии, позволяет правильно распределить силы, экономит энергию.

Подготовка к школе

Муниципальный детский сад — это образовательное учреждение, соответствующее государственным стандартам. Каждая дошкольная организация работает по программе, которая готовит ребёнка к школе. Обучение грамоте, математике, развитию речи, лепке, рисованию дают малышу необходимые знания для 1 класса, поскольку все современные программы начального образования обладают повышенной сложностью.

Помимо знаний, детский сад даёт психологическую готовность к общению со сверстниками и взрослыми.

Система занятий в детском саду помогает всесторонне подготовиться к школе

Всестороннее развитие

Дошкольная образовательная программа рассчитана на гармоничное развитие ребёнка: обучение грамоте и счёту, творчеству, музыке, физической культуре и т. д. В зависимости от детского сада могут быть предоставлены дополнительные занятия (чаще платные) по эстетическому развитию, танцам, посещение бассейна и др.

Образовательная программа детского сада составлена профессионалами согласно возрасту и охватывает все стороны развития полноценной личности

Минусы посещения детского сада

Недостатков в детском саду тоже предостаточно, но их количество зависит от конкретного учреждения, индивидуальных особенностей ребёнка, запросов родителей и других параметров.

Сложности с адаптацией

По статистике, адаптация к детскому саду проходит успешно/неуспешно в соотношении 50/50. Даже в одной семье каждый ребёнок по-разному привыкает к новым условиям. По оценкам педагогов, существуют три степени адаптации:

Большинство детей привыкают к детскому саду в среднем за 10–60 дней, что характерно для лёгкой и средней степеней. При тяжёлой адаптации специалисты рекомендуют отложить посещение на некоторое время.

Адаптацию к детскому саду сложно пережить как ребёнку, так и маме

Частая заболеваемость

Как правило, первые 1–2 года посещения сада дети особенно часто болеют ОРВИ и другими инфекциями. Разумеется, родителям не может это нравиться, поскольку иногда малыш больше находится дома, чем в дошкольном учреждении. Но постоянные болезни очень тесно связаны с адаптацией ребёнка: чем тяжелее привыкание, тем чаще инфекции. Помимо этого, влияют и другие факторы:

  • готовность ребёнка к детскому саду;
  • профилактические мероприятия;
  • условия содержания детей;
  • профессионализм и добросовестность персонала и т. д.

Доктор Комаровский читает, что перенесённые ребёнком инфекционные заболевания играют важную роль в становлении иммунитета.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнём с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно.

Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения… Каждое перенесённое ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания.

Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребёнок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно ни при чём. Иммунитет самого ребёнка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление лёгких, абсолютно не связана с тем, посещает ребёнок детский сад или нет.

Е. О. Комаровский — врач-педиатр

http://articles.komarovskiy.net/detskij-sad.html

Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку

Группы муниципального детского сада рассчитаны максимум на 25 человек (по нормам СанПиН), но в действительности в них могут находиться и до 30–32 человек. Очевидно, что в таких условиях и речи нет об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Обязательную программу обучения проходят все дети одинаково. Распознаванием талантов и дальнейшим их развитием должны заниматься родители.

Обучение в детском саду происходит при помощи коллективного подхода

Вредное влияние других детей

Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. В каждой существуют свои особенности поведения, и не всегда они положительные. Ребёнок впитывает всё подряд как губка, и вот родители стали замечать, что он дерётся, плюётся, кусается, кричит, ругается матом и т. д. Это всё результат детского общения. Не стоит паниковать, нужно постепенно разъяснять малышу границы хорошего и плохого.

Мне кажется, ребёнок должен пройти хороший детский сад. Там происходит жизнь со всеми плюсами и минусами. Если вы его огораживаете от сада, то дальше что — от школы? А потом? Создавать семейный бизнес? Но для этого просто необходимы развитые социальные навыки, которые дети осваивают в саду и школе.

Н. Е. Вера́кса — специалист по психологии дошкольного образования, профессор

https://mel.fm/pedagogika/4305729-n_veraksa

Жизнь в детском саду не может быть идеальной

Персонал

Проблема персонала в дошкольных учреждениях стоит очень остро. Низкое финансирование и высокая ответственность не позволяют хорошо образованным и опытным педагогам работать в этой сфере. К сожалению, многие детские сады берут на должность воспитателя всех подряд.

Для того чтобы работать с маленькими детьми, уровень образования и культуры педагога должен быть очень высок. Выше, чем у педагогов, работающих со студентами и аспирантами. Потому что ответственности больше. А у нас и во всём мире наоборот. В России была выстроена дорогая система дошкольного образования. А сейчас экономика направлена на то, чтобы за меньшие деньги достичь большего результата. Это сложно.

Н. Е. Вера́кса — специалист по психологии дошкольного образования, профессор

https://mel.fm/pedagogika/4305729-n_veraksa

Воспитатель детского сада несёт огромную ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей

Мнения родителей

Сейчас в садах запрещено на детей повышать даже голос. Слово ребенка закон. В садах так же запрещено докармливать детей, только в яслях, с разрешения родителей. Сейчас в садах отличное, безумно разнообразное 5-тиразовое питание. Меню не повторяется 3 недели, каждый день разное.

Гость

http://www.woman.ru/kids/Nursery/thread/4302410/

Я уволилась из садика полгода назад, работала музруком, сад далеко не последний. Ничего там толком не поменялось. На детей кричат, сквозняки устраивают, полные сумки с кухни выносят. Меню новое вообще кошмар какой-то — у половины детей появился диатез.

Гость

http://www.woman.ru/kids/Nursery/thread/4302410/

Ни в одном кружке, ни на одной площадке ребенок не получит такого опыта социализации, как в саду. А по поводу болячек… Да, в первый год они болеют часто, идет адаптация. Но на следующий у же таких проблем нет. И конечно, максимум зависит от воспитателя.

МЫША

https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/a_nuzhno_li_otdavat_rebenka_v_detskij_sad/

По своему ребёнку я считаю, что ему сад пошёл только на пользу. Он стал более коммуникабельным и более собранным. Для нас это важно, т.к. есть проблемы с речью. Да, мы занимаемся частно с логопедом. Но садик нам тоже активно помогает решать эту проблему, а в этом году нам повезло ещё и в логопедический сад перейти.

AROMA

https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/a_nuzhno_li_otdavat_rebenka_v_detskij_sad/

Видео: доктор Комаровский о том, отдавать ли ребёнка в детский сад

Государственный детский сад имеет свои преимущества и недостатки. Но несмотря на негативные стороны, это образовательное учреждение даёт ребёнку бесценный опыт общения в коллективе сверстников и помогает подготовиться к школе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector