0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дети и мультфильмы: сколько смотреть, какие смотреть и со скольки уже можно?

С какого возраста детям можно смотреть телевизор?

Анна Ремиш, научный обозреватель: Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после 2-х или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2-х лет (но чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?

Рекомендации российских психологов

  • Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «В этом возрасте (до 3-х лет — ред.) у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться (…) Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, предметная деятельность» [1]. Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США, когда детей 6-ти, 12-ти и 18-ти месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный контент [2]. Правда, это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2-х лет не может познавательно понять чтоименно происходит на экране и запомнить это, а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы, что уже смахивает на зомбирование.
  • Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2-х лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками (…) Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда. Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2-х лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3-х до 7-ми лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7-ми до 13-ти лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)» [3].
  • Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2-х лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается» [4].

Мнение педиатров из Американской академии педиатрии
Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации:

  • Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
  • Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
  • Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране и окружающим миром. И, хотя, дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
  • Ребенок младше 2-х лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
  • Детям от 2-х до 5-ти лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в спальне, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов [5], [6].

Почему так важно продержаться без телевизора хотя бы до 2-х лет? Мы уже писали о том, что просмотр мультфильмов во время еды может привести в будущем к ожирению. Мало того, «высаживание» перед телевизором с младых ногтей может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, – рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду! Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речевых навыков, кратковременной памяти и способности к чтению, а так же влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И, если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается» [7].

Читать еще:  Лечение тонзиллита при беременности

Научные исследования
В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4-х часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта [8].

В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети, начиная с 5-ти лет) увеличивал вероятность судимости и развития ассоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30% [9].

В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3-х лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования» [10].

ВАЖНО! С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ МУЛЬТИКИ?

Многие мамочки сегодня начинают показывать мультики детям уже в 6 месяцев и даже младше. Хочу предупредить вас об опасности такого шага.
Мультики можно начинать показывать детям не раньше одного года! Некоторые психологи советуют даже не раньше трех лет. Почему?

Связана эта рекомендация с тем, что развитие ребенка до 3-х лет называется психомоторным. Особенно в первый год жизни! Это значит, что мозг ребенка развивается только в то время, когда он манипулирует с какими-нибудь предметами или получает «живое» общение от старших, например, при чтении книги мамой.

А мультики сами по себе никак не могут быть развивающими для этого возраста! Какое может быть развитие, когда ребенок сидит уткнувшить в экран и ничего не делает? Ему бегать надо, ползать, все трогать, везде лазить — активно познавать мир вокруг. И только после того, как он получит хоть какой-то свой жизненный опыт, то его можно знакомить с виртуальным миром. А не наоборот.

Сажая своего ребенка младше 3-х лет смотреть мультики одного, вы должны понимать следующие вещи:

1) Вы тормозите его развитие. В первую очередь развитие речи. Чтобы ребенок гармонично развивался ему нужно совершать действия с предметами и необходимо живое эмоциональное общение с близкими.

3) Вы развиваете у его зависимость. Чем ребенок меньше, тем быстрее он привыкает и глубже погружается в иллюзорный мир. Сначала мы приняли решение показать ребенку развивающий мультик в 6 месяцев, а потом мы будем лечить его от компьютерной зависимости.

4) Просмотр большого количества мультиков перегружает нервную систему маленького ребенка. Дети становятся более капризными, начинаются проблемы со сном, рассеивается внимание. Даже может развиваться гиперактивность.

Дети до 2-х лет вообще с трудом понимают, что там происходит на экране. Просто что-то красивое, яркое мелькает перед глазами. Им не понятен сюжет, эмоциональный пласт, юмор и они не способны применить это в жизни.

Нет, я не против мультиков совсем. Своему ребенку я их показываю.

Но чтобы превратить просмотр мультфильма в развивающее занятие, нужно соблюдать некоторые простые правила.

1) Мультик (фильм) должен быть выбран в соответствии с возрастом ребенка. Мультики для детей до 3-х лет должны быть с максимально простым сюжетом. Например, для ребенка до 2-х лет хорошо подойдет TuTiTu. Для ребенка старше 2-х, например, Паровозик из Ромашково.

2) Мультики для детей должны быть, как для вас булочка с кремом — можно, но только по воскресеньям.

Вспомните! В нашем детстве мы смотрели мультики только тогда, когда их показывали по ТВ. Например, в Спокойной ночи малыши. Мы ждали этого мультика весь день или вставали в выходной в 8 утра, чтобы его посмотреть. И вам следует выбрать определенное время для просмотра мультиков ребенком. Например, ближе к вечеру, когда активные игры уже не годятся, а спать еще рано. Ребенок будет ждать этого времени и будет знать, что посмотрит только один мультик.

3) Просмотр мультфильма или детского фильма должен проходить вместе с мамой, или вместе с другим значимым взрослым. Крайне нежелательно оставлять ребенка одного для просмотра мультика (фильма). Просмотр обязательно должен сопровождаться комментариями мамы, чтобы помочь ребенку понять сюжет. Если ребенок старше, то последующим обсуждением его. Тогда это будет настоящим развивающим занятием!

4) Очень хорошо покупать игрушки персонажи любимых героев и потом вместе с мамой разыгрывать с ними сценки, чтобы лучше усвоить главную мысль мультфильма. Также мама может придумывать новые истории с их участием, чтобы чему-то ребенка научить (сказкотерапия).

Иногда мультики могут спасать в сложных ситуациях!

Например, когда мы делали ребенку перевязку после ожога, то мы включали ему мультик. И перевязка проходила очень легко. Малыш увлекался мультиком и почти не замечал происходящего. Мультик в данном случае помогал избежать стресса!

Еще мультики можно использовать в каких-то экстренных ситуациях, когда маме нужно срочно что-то сделать и нужно, чтобы ребенок тихо посидел. Например, когда Вы собираете вещи в поездку и времени очень мало. Но нельзя этим злоупотреблять и каждый случай, когда маме нужно сварить суп считать экстренным ))

Читать еще:  Как выбрать слинг для новорождённого малыша?

Еще мультики очень помогают в походах к врачу. Например, на приеме у остеопата малыш должен полежать спокойно на спине достаточно длительное время. И сами понимаете, как сложно маме обеспечить такую неподвижность ребенка. И некоторые родители показывают деткам мультики на планшете или на телефоне. Лично я обходилась без них. Я ложилась рядом с ребенком и читала ему книги. Но как вариант — это работает.

При таком подходе мультики будут приносить только пользу!

Будьте всегда в контакте со своим ребенком и не доверяйте его воспитание никаким мультфильмам!

С какого возраста можно смотреть мультфильмы?

Вопрос о том, когда познакомить ребенка с миром анимации, интересует многих родителей. Мы обсудили с психологом, с какого возраста можно показывать ребенку мультфильмы, сколько времени этому уделять, и как приучить малыша к четкому графику просмотра.

Напоминаем, что ваши вопросы о детской анимации вы можете присылать на почту smm@parovoz.tv.

Анна Резникова, ОРКТ-терапевт, детский игровой терапевт

Сегодня ребенка не удивишь телевизором, компьютером или планшетом, он с малых лет окружен этими техническими средствами и знает, как управляться с ними. Конечно, у такого времяпрепровождения есть существенный плюс: можно на какое-то время отвлечь малыша, чтобы дать родителям возможность заняться домашними или личными делами. Но есть и опасности: ребенок может испортить зрение или перегрузиться информацией, поэтому до одного года я рекомендую использовать мультфильмы только в качестве фона. Например, в мультсериале «Деревяшки» много песен, которые станут отличным дополнением для совместных игр с малышом.

Когда же стоит начинать показывать детям мультсериалы? Я бы рекомендовала с двух лет, так как в этом возрасте они уже в состоянии сконцентрировать свое внимание на сюжете, могут следить за тем, что происходит на экране, и запомнят персонажей и их речь.

Сколько времени можно смотреть мультфильмы детям разного возраста?

  • Три-четыре года: в это время у детей начинает развиваться фантазия, малыш может «примерять на себя роли», переживать эмоции персонажей из мультфильма. Оптимальное время просмотра — 30 минут в день.
  • От пяти лет: отдавайте предпочтение мультфильмам с добрыми сюжетами, это поможет в правильном понимании эмоций ребенком. Оптимальное время просмотра — 60 минут в день.

Когда вы решаете ограничить время просмотра мультфильмов для детей, подумайте, какой пример при этом вы им подаете сами. Если дома вы сидите за компьютером днями напролет, не удивляйтесь реакции обиды на введенные ограничения. Помните: дети копируют поведение родителей.

Определите, сколько времени будете уделять мультфильмам в день, составьте примерное расписание просмотра и расскажите о нем сыну или дочери. Объясните, почему это важно, и твердо придерживайтесь намеченных цифр.

Обязательно говорите с ребенком о том, что он посмотрел, спрашивайте, что понятно, а что нет. Поинтересуйтесь, какие персонажи ему понравились и почему. Мультфильм — еще один способ познания мира для малыша. Очень важно, чтобы этот процесс происходил при вашем участии.

С какого возраста можно показывать ребенку детские мультики?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! С вами — Ирина Иванова. В этой статье я хочу рассказать вам, с какого возраста можно показывать ребенку мультики, и нужно ли это делать вообще.

Вчера мне пришлось вытирать горькие слезы моей лучшей подруги, и повод для этого был действительно серьезным. Она консультировалась с очень известным детским неврологом по поводу того, что ее трехлетний малыш до сих пор не произносит ни одного слова.

Первым делом светило науки посоветовал ей выкинуть из дома телевизор вместе с планшетом, по крайней мере, до тех пор, пока ребенку не исполнится лет семь. Он сказал, что, возможно, это она виновата в такой серьезной речевой задержке у совершенно здорового ребенка, потому что с утра до вечера малыш только и делает, что смотрит мультики.

Честно говоря, я и сама замечала нездоровый интерес Антона к смене ярких кадров на экране, неважно, телевизор это, или планшет. С мультиками он делал абсолютно все – ел, купался, сидел на горшке, засыпал, сидел в очереди к педиатру, ехал в тележке по супермаркету.

Родители умилялись, когда еще в 3-4 месяца Антошка таращил глазенки, поворачиваясь на звуки рекламы или заставки некоторых передач. И маме было очень удобно, что можно спокойно заниматься домашними делами, пока сынуля смотрит мультики.

Тревогу родители забили, когда поняли, что сверстники Антона уже бойко декламируют стишки про «мишку, которого уронили на пол», а их умный и понятливый ребенок имеет в своем лексиконе несколько подобий слов.

Как не помочь лучшей подруге! Вытерев слезы, мы отправились на поиски истины к моей знакомой, которая работает в развивающем центре детским психологом с просьбой проконсультировать Антошку и подыскать хорошего логопеда.

Всем тем, что она нам рассказала о последствиях неумеренного увлечения мультфильмами, я хочу поделиться с вами, дорогие читатели, чтобы вы учились не на своих, а на чужих ошибках. Ведь слова «Кто предупрежден, тот вооружен» еще не потеряли своей актуальности, не правда ли?

Смотреть или нет?

По этому поводу уже давно ломают копья сторонники и противники того, чтобы детям показывали мультфильмы. С одной стороны, они приводят пример того, как дети падали в обморок при просмотре японских аниме. С другой стороны, сам папа римский рекомендовал католикам показывать своим детям мультфильмы, произведенные еще в Советском Союзе, мол, они научат «разумному, доброму, вечному».

Читать еще:  Можно ли беременным женщинам летать на самолете?

Особенно громко звучит голос детских офтальмологов. Они аргументировано доказывают, что для детского зрения частая смена ярких картинок кроме вреда ничего не принесет, что нагрузка на зрение может привести к близорукости еще на пороге школьного обучения.

Неужели нет никакой пользы от этих мультиков? Ведь над их производством работает целая индустрия! Не может быть, чтобы эти люди занимались бесполезным делом. Зачем нам нужны мультфильмы? Помните высказывание какого-то бородатого умника (по-моему, это был Авиценна): «Любое вещество может быть и ядом и лекарством»? Вот так и мультфильмы – в разумных дозах они могут принести немало пользы:

  • учат отличать правду от вымысла;
  • знакомят с положительными качествами и шаблонами поведения в трудных ситуациях;
  • помогают отличить добро от зла;
  • дают возможность примерить на себя различные социальные роли.

Но все эти преимущества значимы для детей постарше. Какие социальные роли может примерить на себя 1-2 летний малыш? А ведь в большинстве семей мультфильмы смотрят дети, еще не умеющие самостоятельно передвигаться.

Когда можно начинать смотреть мультфильмы? Об этом чуть позже, а пока познакомьтесь с мнением моего знакомого детского психолога – вред мультиков для детского развития:

  • Для развития речи недостаточно того потока слов, который льется с экрана. Как воздух необходимо живое общение, нужно видеть, как выглядит артикуляция того или иного слова, нужно слышать реакцию мамы или папы на свои слова. К тому же, герои детских фильмов чаще всего говорят в быстром темпе, выделить отдельные слова из их речи очень трудно.
  • Природой человеческого развития заложено, что малыш познает окружающий мир через органы чувств: он трогает предметы, пробует на вкус, чувствует их запах, получает ощущения от движения и перемещения в пространстве. Все вместе это называется красивым словом «сенсорное развитие» — основа будущей благополучной адаптации маленького человечка к любым переменам в жизни. Действовать, двигаться, ощущать – вот три кита, на которых нужно опираться мамам, мечтающим вырастить успешного ребенка! Какое место здесь занимают мультфильмы, даже если они «развивающие»?
  • Просмотр мультиков не развивает произвольное внимание – главное качество будущих отличников. Ну, идет действие на экране, да и идет! Не нужно думать, анализировать, не нужно тренироваться в концентрации внимания. Оно и так держится благодаря яркому фону, громкому звуку, мерцанию экрана. Любви к чтению у такого активного зрителя вы точно не добьетесь. Ведь там нужно прилагать усилия, включать воображение, а ребенок это делать просто не умеет.

Совершенно не смотреть мультфильмы никто не призываем, да и не получится это в современных реалиях. Просто делайте это осмысленно.

Определяем время просмотра

Мнения по этому вопросу, с которыми нам пришлось познакомиться на бескрайних просторах интернета, значительно расходятся. Начинать показ мультфильмов рекомендуют и с года, и с пяти лет. Есть абсолютные противники телевизора, не имеющие его в доме. Не будем бросаться из крайности в крайность. На наш вопрос: «Сколько можно смотреть мультиков, и с какого возраста лучше начинать просмотр?» детский психолог ответил:

  • До двух лет желательно смотреть не мультфильмы, а диафильмы. В них малыш может рассмотреть картинку, зрение не напрягается;
  • Первые мультфильмы должны быть простыми, с продолжительностью не более 10-15 минут;
  • Даже старшим дошкольникам не надо показывать более одного фильма в день;
  • Большую пользу принесет совместный просмотр, беседе с обсуждением поступков героев.

Следите за реакцией ваших детей за тем, что происходит на экране, хмурятся они или улыбаются при этом, подпевают ли героям, и постарайтесь понять, что вызвало эти эмоции.

Что показывать детям?

То, что мультяшный репертуар нужно контролировать, уже не вызывает сомнения. Какие же мультфильмы можно смотреть нашим детям? Вы скажете, сколько людей, столько и вкусов, хотя, по некоторым направлениям мультипликации существует сложившееся мнение специалистов, с которым я хочу вас познакомить.

  • У мультфильмов, произведенных в Советском Союзе масса достоинств: добрые, целомудренные, с правильной речью героев, без мелькания кадров, учитывающие особенности психики малыша. Минусы – не всем динамичным современным детям нравится спокойное течение сюжета и медленная смена кадра.
  • Мультфильмы, произведенные студией Дисней, на первый взгляд, тоже несут много хорошего и доброго. Плюсы — яркие, красивые, много волшебства, необычных персонажей. Минусы – иногда прорываются элементы деструктивного поведения, не свойственного нашему менталитету. Вспомните птичку в «Шрек», которая лопнула от пения девушки-тролля! Роль женщины там так же неоднозначна: или гламурные красотки со всеми признаками сексуальности, или неопрятные семейные матроны с дурным характером. То есть в подсознание ребенка закладывается мысль о том, что семья и дети – это плохо.
  • Современные мультфильмы – это тема для целой диссертации. Среди них есть много отличных и познавательных произведений, дающих массу знаний обо всем. Но вместе с тем, часто в таких мультиках попадаются элементы «недетской жизни»: эротика, шантаж, жаргонные слова, неподобающее поведение главных и очень симпатичных героев. Первым делом, на ум приходит очаровательная малышка из мультика «Маша и медведь», которая ни разу не поплатилась за явные провокации.

В общем, как пел герой известного фильма: «Думайте сами, решайте сами». Решите для себя, что вам важнее – толика свободного времени или благополучие вашего ребенка. А я прощаюсь с вами и желаю вашим детям здоровья и благополучия.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте своим друзьям в социальных сетях прочитать ее. Подписывайтесь на обновления моего блога, вас ждет еще немало интересного! До встречи!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector